Известно много анекдотов из школьной жизни. Вот один из них.
Учитель, обращаясь к ученику, говорит:- Надеюсь, Иванов, что я не увижу, как ты списываешь? Иванов:- Я тоже на это надеюсь. Казалось бы простой диалог двух людей. А на самом деле здесь встречаются два различных утверждения одного и того же факта. Наверное, вы понимаете, какой смысл вкладывает учитель в слова, когда говорит, что не увидит, как Иванов списывает. И что подразумевает ученик, отвечая учителю, что он тоже на это надеется. И каждый из них по-своему прав.
Продолжим школьную тему. Идёт урок математики.
Учитель спрашивает:- Ребята, сколько будет дважды два?- Шесть – твёрдо отвечают дети.- Нет, ребята, дважды два будет четыре, ну, в крайнем случае, пять, ну никак не шесть. А вы как думаете, может ли дважды два равняться пяти? Сейчас я докажу, что иногда дважды два равно пяти. Записываю равенство 12 + 16 -28 = 15 + 20 -35. В каждой части этого равенства вынесем за скобки общий множитель, получаем 4·(3 + 4 – 7) = 5·(3 + 4 – 7). Разделив обе части полученного равенства на их общий множитель (3 + 4 – 7) получим, что 4 = 5 или 2×2 = 5. Убедила я вас? В общем – это логически неправильное рассуждение, выдаваемое за правильное. Оно содержит ошибку. Вообще можно доказать, что дважды два равно любому числу. А как называются такие рассуждения? Такие рассуждения называются софизмами, что в переводе с греческого, означает хитрая уловка, измышление, а в математике – это логически неверное рассуждение, выдаваемое за верное, в которых допускается выполнение запрещённых действий. Где же здесь умышленно допущена ошибка? История возникновения софизмов уходит глубоко в древность. В Афинах в 479 г. до н. э. была открыта первая школа софистов. В древней Греции «Софистами» называли мыслителей, людей хорошо осведомлённых в различных вопросах. В дальнейшем так стали называть преподавателей красноречия и всевозможных знаний. Их задачей обычно было научить убедительно, доказывать любую точку зрения, при этом допускались логические передержки. Известен случай, что после обучения в такой школе один ученик превзошёл своего учителя в этом ремесле. Эта история получила название «Софизм Эватла».
Ольга Алексеевна, здравствуйте! Любопытно!!! Думаю, на страницах Вашего блога будет интересно всем)))
ОтветитьУдалитьОльга Алексеевна, здравствуйте! Очень интересный анекдот из школьной жизни! Этот пример софизмов полезно будет продемонстрировать и моим школьникам на уроке. Спасибо!
ОтветитьУдалить